Министерство экономического развития Ростовской области
Малый и средний бизнес Дона
Портал малого и среднего предпринимательства

8 800 555-00-61
Горячая линия
Версия для слабовидящих
RU
Главная>Результаты исследований 2005 года>О проблемах и перспективах малого предпринимательства в Ростовской области, требующих решения органов исполнительной власти и местного самоуправления

О проблемах и перспективах малого предпринимательства в Ростовской области, требующих решения органов исполнительной власти и местного самоуправления

Автор  Administrator
Оценить
(0 голоса)

Реализуя меры, предусмотренные Областным законом от 27.12.2002 года № 296-ЗС «Об утверждении Программы развития Малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы», во втором полугодии 2005 года был проведен опрос 1201 руководителей и/или владельцев малых предприятий в следующих городах и районах Ростовской области:

  • Кагальницкий район,
  • Мясниковский район,
  • Орловский район,
  • Константиновский район,
  • Обливский район,
  • Веселовский район,
  • г. Новочеркасск,
  • г. Ростов-на-Дону.

Целью опроса являлось получение достоверной информации о проблемах и перспективах малого предпринимательства в Ростовской области, требующих решения органов исполнительной власти и местного самоуправления.

В данных материалах, помимо опроса, содержатся выводы и рекомендации, полученные в ходе анализа обращений предпринимателей. Каналами получения информации явились

  • обращения, поступившие по телефону «горячей линии»;
  • на семинарах и «круглых столах»;
  • при работе с письменными жалобами и обращениями;
  • из судебной практики субъектов малого предпринимательства Ростовской области;
  • от объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Ростовской области.

Данные, полученные в ходе опроса, безусловно, не снимают проблему отсутствия статистической базы малого предпринимательства, достаточной для выработки и реализации решений органами местного самоуправления, однако могут быть учтены ими в работе. Из ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прямо следует, что деятельность субъектов малого предпринимательства совпадает с функциями, законодательно вмененными в перечень вопросов деятельности местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов. Среди перечня вышеназванных вопросов особо выделим формирование бюджета соответствующего уровня. В соответствии с ФЗ от 20 августа 2004 года №120-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации...» произведено уточнение налоговой базы доходов местных бюджетов. В соответствии с этим законом, наиболее существенными аспектами определения роли малых предприятий в наполнении бюджетов на уровне местного самоуправления являются: 1) налоги на доходы физических лиц в той части, в которой они создаются субъектами малого предпринимательства, 2) роль субъектов малого предпринимательства в уплате земельного налога, 3) роль субъектов малого бизнеса в уплате единого сельскохозяйственного налога, 4) роль субъектов малого бизнеса в уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 5) роль субъектов малого бизнеса в уплате сборов за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы, 6) роль субъектов малого бизнеса в плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Очевидно, что решения, принимаемые органами местного самоуправления, должны опираться на полную статистическую базу о деятельности субъектов малого предпринимательства.

Однако, ввиду наличия законодательных ограничений (в т. ч. в 88-ФЗ), относительно полная статистическая информация имеется только по субъектам малого предпринимательства – юридическим лицам.

Среди участников настоящего опроса более 70 % - индивидуальные предприниматели, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.

Представляется целесообразным продолжить проведение выборочных опросов, имея в виду, что с точки зрения разрешения органами местного самоуправления вмененных им вопросов, необходима будет следующая информация о деятельности, осуществляемой малым предпринимательством на территории муниципального образования.

1. Владение и пользование субъектами малого предпринимательства имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

2. субъекты малого бизнеса, занимающиеся электро -, тепло -, газо - и водоснабжением населения, водоотведением, снабжением населения топливом;

3. субъекты малого предпринимательства, занимающиеся содержанием и строительством автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, муниципального района, городского округа;

4. субъекты малого предпринимательства в жилищном строительстве;

5. субъекты малого предпринимательства в оказании транспортных услуг населению;

6. субъекты малого предпринимательства в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

7. субъекты малого предпринимательства обеспечение первичных мер пожарной безопасности;

8. участие субъектов малого предпринимательства в обеспечении жителей услугами связи;

9. субъекты малого предпринимательства в обеспечении жителей услугами общественного питания,

10. субъекты малого предпринимательства в обеспечении жителей услугами бытового обслуживания;

11. субъекты малого предпринимательства в обеспечении жителей услугами торговли;

12. субъекты малого предпринимательства в обеспечении жителей услугами организаций культуры и досуга;

13. субъекты малого предпринимательства в осуществлении опеки и попечительства;

14. субъекты малого предпринимательства в обеспечении условий для развития массовой физической культуры и спорта;

15. субъекты малого предпринимательства создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16. субъекты малого предпринимательства в организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

17. субъекты малого предпринимательства в организации благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

18. субъекты малого предпринимательства в организации освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

19. субъекты малого предпринимательства в оказании ритуальных услуг и содержания мест захоронения,

20. субъекты малого предпринимательства в охране окружающей среды;

21. субъекты малого предпринимательства в организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

С точки зрения налогообложения для местного самоуправления в имеющихся данных о малом предпринимательстве не хватает следующей информации:

  • доходы физических лиц в той части, в которой они создаются субъектами малого предпринимательства;
  • уплата субъектами малого предпринимательства сборов за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы;
  • уплата субъектами малого предпринимательства штрафов за негативное воздействие на окружающую среду.

Представляется целесообразной организация совместной работы представителей муниципальных и региональных органов власти, территориального органа федеральной государственной статистики по РО с целью выработки механизмов полноценного сбора и обработки статистической информации о малом предпринимательстве для муниципальных образований, законодательного оформления данной информации.

Время проведения опроса совпадает с реализацией очередного этапа административной реформы органов государственной власти, в том числе определяющих порядок и нормы государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Функциональная дифференциация федеральных органов исполнительной власти говорит об ориентации на новые модели государственного управления, предполагает изменение самого типа взаимоотношений между обществом и государством, преобразование их по типу отношений между «клиентом» и «сервисной службой». Однако в ходе опроса предприниматели в целом негативно оценивают промежуточные итоги административной реформы, считая себя ее главными «клиентами», за чей счет собственно и идет отладка новой системы исполнительной власти. Подавляющему большинству опрошенных очевидно, что государственное «управленческое поле» расширяется, усложняется, приобретает новые качественные особенности. Это уже сейчас привело к усложнению механизма принятия решений, непосредственно связанных с практикой хозяйственной деятельности малых предприятий, дополнительными издержками.

В этой связи особую актуальность приобретает практика антимонопольной поддержки предпринимательства и развитие саморегулирования – важной части политики, направленной на оптимизацию государственного вмешательства в экономику.

Однако, в большинстве территорий, охваченных опросом, роль общественных, некоммерческих и профессиональных объединений предпринимателей представляется столь незначительной, что практическое применение схем саморегулирования может, на наш взгляд, привести к потерям даже большим, чем в случае государственного регулирования. Сама потребность в деятельности таких организаций формируется участниками опроса только как возможность получения дополнительных льгот и преимуществ на уровне конкретного субъекта хозяйственной деятельности. Тем не менее, в перспективе необходима работа в этом направлении, тем более сложная, что потребует внесения изменений в действующее региональное и федеральное законодательство.

Перспективным направлением работы лишь около 7% опрошенных считают подготовительные мероприятия, которые целесообразно провести, имея в виду вступления России в ВТО: внедрение стандартов серии ISO 9000, решение проблем с подготовкой кадров к работе в новых стандартах. В целом, участники опроса полагают, что услуги и торговля обществом очень востребованы, сельское хозяйство конкурентоспособно даже при ценовом диспаритете, подрывающем интерес товаропроизводителя, а высокотехнологическое производство может быть конкурентоспособным, поскольку есть научные и инженерные кадры.

Участники опроса ожидают в ближайшей перспективе снижения реальных доходов населения, а соответственно и снижение потребительского спроса. В этой связи предприниматели, занятые в сфере торговли, в большинстве не рассматривают перспектив расширения бизнеса. В то же время, занятые в сельском хозяйстве и транспорте, очевидно, планируют расширение.

Участников опроса особенно тревожит рост цен на энергоносители, ГСМ, размеры арендной платы за землю и основные средства.

Изменение ФЗ РФ « О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» № 171-ФЗ оцениваются участниками опроса, как фактический запрет на осуществление розничной продажи алкогольной продукции индивидуальными предпринимателями, что приведет к значительным потерям, в том числе необходимости: регистрации юридических лиц, контрольно-кассовой техники, получение лицензии, заключений о соответствии объекта осуществления деятельности нормам санитарно-эпидемиологической и противопожарной безопасности, изменений в трудовых отношениях с наемными работниками и т. п.

Участники опроса практически единодушно отмечают, что данные меры не приведут к достижению целей, ради которых приняты изменения, а лишь создадут дополнительные административные барьеры.

Участники опроса отмечают, что привлечение дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для ведения бизнеса, в первую очередь кредитных, является необходимым фактором роста. Однако считают, что большинство банков используют устаревшие методики определения кредитоспособности заемщиков.

Необходимо отметить, что участники опроса положительно оценивают ФЗ о кредитных историях, считая, что он востребован не только кредитными организациями, но и добросовестными заемщиками.

Прочитано: 769 раз
Социальный обмен:
Еще в этой категории:
О деятельности индивидуальных предпринимателей в разрезе городов и районов Ростовской области за 2004 год
Аналитический обзор инвестиционной активности малых предприятий в 2004 году

Подписка на новые комментарии к материалу


Добавить комментарий

*

*

*

Защитный код
Обновить

Отправить
* — обязательные поля