Так как принцип раздачи денег всем может на корню убить инициативу региональной власти по развитию малого бизнеса. Об этом заявила начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова на прошедшем 26 мая в ТПП РФ Всероссийском форуме «Малый и средний бизнес – основа социально-экономического развития России в XXI веке», приуроченном к празднованию Дня предпринимателя в России. В эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» Наталья Ларионова рассказала о своем видении главных проблем малого бизнеса в региональном разрезе
В: Как вы оцениваете состояние малого бизнеса в региональном аспекте? О: Безусловно, дифференциация в экономическом развитии регионов сказывается и на эффективности процесса развития малого бизнеса в отдельных субъектах РФ. Когда базовые макроэкономические показатели в регионах неравны, они отражаются на развитии малого и среднего бизнеса. Два эти процесса кореллируются, но сказать, что это прямая зависимость, нельзя. На развитие МСБ влияет человеческий фактор, многое зависит не только от бюджетной обеспеченности региона, но и от отношения администрации и главы региона к проблеме развития МСБ. Наглядный пример – развитие МСБ в Кабардино-Балкарской республике. Этот дотационный регион, в котором отсутствует минерально-сырьевая база, демонстрирует одни из лучших показателей по России по темпам роста расходов на развитие малого бизнеса. Нужно быть реалистом и сознавать, что если у региона есть собственная финансовая программа, вокруг нее выстраивается вся деятельность по развитию МБ. Как показывает опыт взаимоотношений Минэкономразвития с субъектами РФ, в регионах, где нет сильной финансовой программы, не может появиться уникальный подход к развитию МБ. И напротив, как в случае с Кабардино-Балкарской республикой, в высокодотационном регионе опора делается на малый бизнес: динамика развития МБ становится результатом системного подхода к решению этого вопроса. Другим дотационным регионам, таким как Нижегородская или Псковская области, полезно изучить опыт своих коллег, а потом уже поднимать разговор о невозможности финансировать развитие МБ.
В: Но если сравнить Москву и Санкт-Петербург, где на программы поддержки МБ выделяются миллиарды рублей, и средние регионы, где эта сумма измеряется в миллионах, то индексация со стороны РФ программ для дотационных регионов в соотношении 1:4 – это капля в море? О: В этом вопросе наша позиция принципиальна: региональная власть, региональные депутаты должны изыскать средства на программу развития МБ из бюджета субъекта РФ. Это иллюзия, что дело только в нехватке средств, мол, если власть в регионах не видит необходимости тратить средства на формирование инфраструктуры поддержки МБ и реализацию программы, то получив их из центра, она сразу же изменит свое отношение к перспективности МБ как сектора экономики. Все точно наоборот. Сначала должно быть понимание важности развития МБ и необходимости выкраивать средства из бюджета, а потом уже федеральная поддержка.
В: Таким образом вы стимулируете власть на местах проявить заботу о развитии региона? О: И поверьте, что коэффициент 1:4, как и минимальный уровень поддержки в 10 млн рублей, это не так уж мало для субъектов, у которых нет привычки вкладывать средства в развитие МБ. Для начала регионы должны научиться осваивать эти 10 миллионов рублей. Как правило, первые два года тратятся на выстраивание работы с МБ и поиск предпринимателей, нуждающихся в субсидиях: предпринимателя нужно приучить к тому, что власть готова не только брать, но и оказывать поддержку. Поэтому давать регионам сумму, которую они еще не могут освоить, неэффективно. И поверьте, практика показывает, что даже депрессивные регионы находят средства для наращивания программ, регресса в этом процессе не наблюдается. Но есть и такие регионы, где и прогресса не предвидится, они ни разу не приняли участие в программах Минэкономразвития – Псковская область, например. В этом регионе, как и в Новгородской области, нет традиции поддержки предпринимательства.
В: Как бороться с такой пассивностью региональных властей? О: Сейчас есть система оценки работы губернаторов, учитывающая, в том числе, и показатели развития малого бизнеса в регионе. Это увеличение за год количества занятых в МБ, рост количества предприятий и доли МБ в ВРП. Редкий губернатор оставит без внимания эти вопросы. Но если результатов не будет, то это будет определенным сигналом для руководства страны. Итоги своей работы главы регионов должны представить Президенту РФ к декабрю 2008 года. Поэтому очень важно, что система оценки губернаторов выстроена, активно внедряются административно-репрессивные методы. Но до тех пор пока в головах чиновников регионального уровня подход к проблеме развития малого бизнеса будет только с точки зрения получения денег из центра, проблема даже при активной поддержке из центра не будет решаться.
В: Какие меры для поддержки малого бизнеса необходимы на сегодняшний день? О: Самое главное – реализация инфраструктурных проектов. Если мы говорим о таких отраслях, как промышленность, строительство и инноватика, то в них проблема административных барьеров не столь обременительна, как, например, в сфере торговли. Однако для инноваций необходимы современные производственные площадки и оборудование. Поэтому для малого бизнеса необходимы специализированная инфраструктура и особые финансовые инструменты. Это тем более актуально, так как хуже всего малый бизнес представлен именно в инновационной сфере, здравоохранении и образовании, а также в ЖКХ. Чтобы привлечь бизнес в эти сферы, необходимо длительное финансирование.
ИА "Альянс Медиа"