1) В части снижения издержек в связи с проведением проверок:
В законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, предусматривающие применение к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания исключительно в виде предупреждения за впервые совершенное правонарушение при условии отсутствия вредных последствий (например, причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей) (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Реализация соответствующих положений позволит снизить административную нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства путем сокращения штрафных санкций, сделать акцент на профилактике административных правонарушений, способствовать реализации закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа справедливости и соразмерности наказания.
К 30 июня 2017 г. по результатам мониторинга практики назначения административных наказаний за второе полугодие 2016 года Минэкономразвития России будет подготовлен доклад в Правительство Российской Федерации о ситуации, связанной с применением к субъектам малого и среднего предпринимательства предупреждения в виде основной санкции за правонарушения.
Стратегическим ориентиром является увеличение к 2018 году доли предупреждений в общем количестве накладываемых на субъекты малого и среднего предпринимательства административных наказаний за впервые совершенные административные правонарушения.
Внесены изменения в законодательство о контрольно-надзорной деятельности (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»):
- введен институт предварительной проверки жалобы, иной информации о нарушении обязательных требований, поступившей в орган контроля (надзора);
- обеспечена возможность применения проверочных листов, содержащих систематизированные обязательные требования, при проведении проверок в отношении типовых объектов, деятельность на которых осуществляется субъектами малого предпринимательства.
Для компаний, годовая выручка которых менее 400 млн. рублей, установлен иммунитет по отдельным антимонопольным запретам (злоупотребление доминирующим положением и заключение отдельных видов соглашений) (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Одновременно предусмотрена обязательность согласования с органами прокуратуры проведения антимонопольными органами внеплановых проверок в отношении малых предприятий.
Данные изменения уже позволили снизить административную нагрузку на малый бизнес.
2) В части снижения издержек в связи с выполнением обязательных требований при ведении предпринимательской деятельности:
В процедуры оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия внедрены механизмы анализа влияния последствий принятия нормативных правовых актов на деятельность малых и средних предприятий («МСП – тест») (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 г. № 613 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Упрощено кадровое делопроизводство на микропредприятиях (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 348-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»). С 1 января 2017 года микропредприятия (с численностью занятых
до 15 человек) освобождены от обязанности утверждать локальные акты по вопросам трудового права (Например, локальные акты, устанавливающие продолжительность ежедневной работы; порядок и условия работы в ночное время; размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения; условия привлечения к работе в выходные и праздничные дни; порядок и условия предоставления дополнительных отпусков и пр.). Соответствующие положения должны быть урегулированы в трудовом договоре, заключаемом с работником на основе типовой формы договора, утвержденной Правительством Российской Федерации (Например, локальные акты, устанавливающие продолжительность ежедневной работы; порядок и условия работы в ночное время; размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения; условия привлечения к работе в выходные и праздничные дни; порядок и условия предоставления дополнительных отпусков и пр.). Данное решение снизит финансовую нагрузку в связи с выполнением требований трудового законодательства для 90 % субъектов малого предпринимательства.
Введены раздельные лицензионные требования для осуществления розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, что позволило снизить издержки предпринимателей, осуществляющих соответствующую деятельность (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Урегулированы особенности розничной продажи алкогольной продукции в магазинах беспошлинной торговли, а также на водных и воздушных судах (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
3) В части снижения фискальной нагрузки на малые предприятия:
Расширены возможности малых предприятий по применению специальных налоговых режимов:
- увеличены пороговый размер дохода (до 150 млн. рублей), а также предельный размер стоимости основных средств (до 150 млн. рублей) для применения упрощенной системы налогообложения (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»; Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
- до 1 января 2021 года продлено действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) (Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 178-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), а также сохранено действующее значение коэффициента К1 для целей расчета указанного налога в 2017 году (Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), что создаст предсказуемые условия для деятельности свыше 2,1 млн налогоплательщиков;
Введены налоговые вычеты в части понесенных расходов в связи с приобретением контрольно-кассовой техники нового образца индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы в виде ЕНВД и патентную систему налогообложения (Проект федерального закона принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 7 декабря 2016 года).
4) В части развития конкуренции в субъектах Российской Федерации:
В 2016 году проведена первая оценка внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 5 сентября 2015 г. № 1738-р (далее – Стандарт), и выявлены проблемные вопросы в деятельности ряда регионов при его внедрении и реализации – недостаточность мер по выявлению и устранению административных барьеров, формализм при подготовке и реализации региональных «дорожных карт», несовершенство механизма общественного контроля, в том числе за деятельностью естественных монополий.
Создана межведомственная рабочая группа по вопросам реализации положений Стандарта, что в перспективе позволит выявить и своевременно устранить проблемы при внедрении Стандарта, осуществить отбор лучших практик регионов в сфере содействия развитию конкуренции. Одними из главных задач в 2017 году по данному направлению выступают проведение оценки деятельности регионов за 2016 год, определение лучших практик содействия развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации и их реализация на территории всех субъектов Российской Федерации.