8 800 555-00-61
Горячая линия
Версия для слабовидящих
RU
Главная>Новости>Малый бизнес освободят от плановых проверок на три года

Малый бизнес освободят от плановых проверок на три года


1 июля 2015 года на пленарном заседании Государственной Думы во втором и третьем чтениях принят проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Законопроектом предлагается установить на три года, начиная с 1 января 2016 года, запрет на осуществление плановых проверок субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трех лет не выявлено существенных нарушений требований, установленных законодательством РФ, за исключением случаев выявления нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью граждан.

Данный запрет будет действовать в отношении видов контроля (надзора), на которые распространяет свое действие 294-й федеральный закон. Действие законопроекта будет распространяться только на субъекты малого предпринимательства и только в отношении плановых проверок.

Орган контроля вправе включить в план проверок субъекты малого предпринимательства, если они совершили в предшествующие три года существенные нарушения обязательных требований, и если есть иные, предусмотренные законом, основания.

Признак существенности нарушений предлагается определять через такие критерии, как привлечение к ответственности за совершение грубого нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (например, грубое нарушение лицензионных требований), привлечение к ответственности в виде дисквалификации, административного приостановления деятельности, приостановление и (или) аннулирование лицензии.

Данные критерии в основном касаются лицензионных видов деятельности. Ранее замминистра  экономического развития Олег Фомичев отмечал, что «согласно статистическим данным, в 2014 году количество выявленных грубых нарушений лицензионных требований составило около 11 тысяч на 2,4 млн. проведенных проверок».

Законопроектом предлагается установить сферы, в которых «надзорные каникулы» применяться не будут. К ним, в частности, отнесен надзор в сфере промышленной, пожарной и экологической безопасности по объектам 1 и 2 класса опасности. Выбор таких сфер обусловлен тем, что в них уже введено ранжирование субъектов проверок по классам опасности.

Это позволяет применить надзорные каникулы только к объектам среднего и низкого риска. Кроме того, в сферах, отнесенных к высокому риску (1 и 2 классам опасности), практически отсутствуют малые предприятия. Также предлагается не распространять «мораторий» на социальные учреждения (школы, детские сады, детские оздоровительные лагеря).

В 2014 году было проведено более 2,4 млн. проверок, из них 950 тысяч – плановые. По оценке Минэкономразвития России, принятие законопроекта позволит как минимум на треть сократить количество проверок малых предприятий.

Поправками к указанному законопроекту, внесенными депутатом Госдумы Виктором Климовым и согласованными Правительством, предусматривается также введение с 2018 года риск-ориентированного подхода при  организации государственного контроля (надзора). Данная концепция в полной мере соответствует поручению Президента Федеральному Собранию РФот 4 декабря 2014 года.

Риск-ориентированный подход вводится для оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля.

Выбор интенсивности проведения проверки определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска, либо определенному классу (категории) опасности.

Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев ранее сообщил, что сейчас система контроля и надзора выстроена сплошным образом, когда контрольно-надзорные органы в рамках плановых проверок осуществляют контроль и надзор без учета того, насколько потенциально деятельность хозяйствующих субъектов может причинять вред жизни и здоровью граждан, состоянию окружающей среды. Он отметил, что при таком подходе ресурсы контрольно-надзорных органов расходуются неэффективно, потому что почти в любой сфере деятельности на субъекты, занимающиеся высокорисковыми видами деятельности, приходится 20-30%. При этом действующая система контроля покрывает равномерно и тех, кто несет высокие риски, и тех, кто несет средние и низкие риски.

В соответствии с одобренным Госдумой проектом закона отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Также Правительство РФ вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора),  которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 года. Это может коснуться, в первую очередь, федеральных органов исполнительной власти, участвующих  в эксперименте по внедрению в 2015 году риск-ориентированного подхода - Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Роструда, МЧС России.

Прочитано: 448 раз
Создано: 03.07.2015 11:32
Изменено: 03.07.2015 11:37