8 800 555-00-61
Горячая линия
Версия для слабовидящих
RU
Главная>Новости>ФАС предлагает компенсировать потребителям убытки за завышенные цены

ФАС предлагает компенсировать потребителям убытки за завышенные цены

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России готовит пакет поправок в закон "О конкуренции", которые обяжут участников картелей компенсировать убытки заказчикам, пострадавшим от их ценового сговора, рассказал "Известиям" начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.

Речь идет о компенсации от 1% до 15% от понесенных клиентом затрат по завышенной цене у поставщика, занимающего доминирующее положение (его доля на рынке каких-либо товаров и услуг, в том числе региональном, выше 35%).

Получать компенсации смогут и организации, и граждане. Внести на обсуждение Госдумы проект документа планируется в весеннюю сессию.

В качестве примеров сфер, где могут быть найдены сговоры и выплачены компенсации, Пузыревский привел торговлю бензином, продуктами питания, услуги ЖКХ и проч. Сейчас ФАС, кстати, ведет расследование о резком удорожании гречки.

По словам Пузыревского, необходимость ввести четкие рамки для компенсации пострадавшим от рыночного сговора продиктована тем, что в каждом отдельном судебном случае трудно определить справедливое возмещение.

Чтобы получить часть своих денег назад, потребителю надо будет удостовериться, что ФАС выявила ценовой сговор поставщиков, и что в суде факт сговора был подтвержден.

Затем приобретатель товара или услуги должен подать иск в суд, приложив к нему чек или договор с недобросовестной компанией и решение ФАС, рассказывает Пузыревский.

Если иски поданы одновременно, суд объединит их в одно производство. Если иск подает организация, например общество защиты прав потребителей, в защиту интересов неопределенного круга лиц, тогда в случае успеха такого истца пострадавшему следует, имея на руках это положительное решение суда, подавать свое собственное исковое заявление.

За нарушение антимонопольного законодательства есть три вида юридической ответственности, объясняет необходимость уточнения ответственности ритейлеров и их поставщиков Пузыревский.

Во-первых, это административная ответственность. На компании и должностных лиц накладывается больше всего санкций именно административного характера.

Во-вторых, уголовная ответственность, она следует за злостное злоупотребление доминирующим положением либо за участие в картеле, которое повлекло извлечение крупного дохода для нарушителя.

В-третьих, гражданско-правовая ответственность. То есть лица, которые столкнулись с проявлениями монополистической деятельности (монопольно высокими ценами, дискриминацией при приобретении товара), фактически не могут гарантировано получить возмещение причиненных убытков.

Речь идет не о любом действии, которое связано с завышенной ценой. Цены могут повышаться и из-за экономических процессов, и если компания не доминирует на рынке, то эти механизмы применяться не будут. Но если компания — монополист рынка (занимает долю в 35%), то потребитель имеет права на возмещение убытков.

Сколько выплачивать потребителю — 1% или 15% — будет решать суд. Конечно, как отмечает представитель ФАС, это немного, но такая компенсация будет гарантирована законом и к тому же истец, получивший положительное решение о возмещении, сможет затем подать новый иск и требовать большей суммы.

 

Источник: ПРАЙМ

Прочитано: 686 раз