В правительстве Ростовской области под председательством первого заместителя донского губернатора Виктора Гончарова состоялось заседание региональной комиссии по вопросам развития торговой деятельности. До основной дискуссии члены комиссии посетили распределительные центры и магазины нескольких основных в донском регионе предприятий сетевого ритейла.
- Правительством Ростовской области проводится работа по развитию многообразных розничных форматов торговли, чтобы создать комфортную среду для потребителей, - подчеркнул Виктор Гончаров, открывая заседание комиссии. – Сегодня по величине розничного товарооборота Ростовская область входит в первую десятку, занимая 7-е место среди субъектов Российской Федерации.
По данным департамента потребительского рынка области, сфера торговли на Дону является одной из крупнейших отраслей как по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал, так и по числу занятых в ней граждан. Ее доля в валовом региональном продукте составляет 20%. Предприятия розничной торговли обеспечивают рабочими местами 320 тысяч человек, что составляет более 16% от всего количества работающих.
В рамках заседания комиссии было отмечено, что в последние годы доля сетевых ритейлеров значительно увеличилась и продолжает расти, составляя уже четверть от общего объема розничной торговли.
- В регионе присутствуют практически все современные форматы торговли: «кэш энд кэрри», гипермаркеты, супермаркеты, торговые центры, торгово-развлекательные комплексы, магазины формата «у дома», дискаунтеры, - сообщила директор департамента потребительского рынка области Ирина Теларова. - Все это обеспечивает высокий уровень конкурентной среды, способствует территориальной доступности для населения всех товаров, а также содействует созданию современных производств продуктов питания и многих других товаров.
Вместе с тем на заседании комиссии были затронуты проблемы взаимодействия торговых сетей с местными производителями продуктов.
С одной стороны, концепция работы большинства сетевых компаний исключает возможность принятия управленческих решений по закупкам на местах, тем самым лишая донских производителей конкурентоспособной и востребованной населением продукции возможности довести собственный товар до конечного потребителя. Однако и мелким сельхозтоваропроизводителям необходимо объединяться в кооперативы, которые могли бы заниматься торгово-закупочной деятельностью, что помогло бы решить проблемы с регулярностью поставок продукции в необходимых для торговых сетей объёмах.
- Нужны конкретные действия с обеих сторон, - подытожил первый заместитель губернатора. - Задача властей Ростовской области в том, чтобы помочь донским товаропроизводителям поставлять в супер- и гипермаркеты конкуретноспособную продукцию. Мы работаем в рыночных условиях, поэтому необходимо выстроить эффективный диалог между местными производителями и торговыми сетями. Сегодня уже результатом нашей совместной работы является практика проведения закупочных сессий для региональных поставщиков. Итогом их становится заключение контрактов на поставку донской продукции в торговые сети. Однако необходимо как расширять спектр участников, так и увеличивать количество подобных мероприятий. Кроме того, важно также, чтобы в торговых сетях развивалась практика визуализации продукции, прошедшей добровольную сертификацию «Сделано на Дону», чтобы потребителям было легче найти высококачественный товар и своим выбором поддержать местного производителя.