8 800 302-15-92
Горячая линия
Версия для слабовидящих
RU

Выступление директора департамента предпринимательства А.Н. Палагиной

Заседание Совета по предпринимательству при Администрации Ростовской области

«О перспективах формирования в Ростовской области системы консультационного сопровождения субъектов малого и среднего предпринимательства»

Уважаемые коллеги!

В информационном потоке федерального и областного законодательства, внутриведомственных инструкций и регламентов предпринимателям, особенно начинающим, трудно разобраться без поддержки.

Поэтому повышение уровня правовой грамотности предпринимателей – это фактор успешного бизнеса, и значит, наша ключевая задача.

На это нацелены выездные семинары, услуги call-центра, телефоны «горячей линии».

В Ростовской области организации, образующие инфраструктуру поддержки предпринимательства, представлены фондами, агентствами, ИКЦ, бизнес-инкубаторами. Их на сегодня - более 70. Только за 9 месяцев текущего года объектами инфраструктуры было оказано свыше 43 тысяч консультаций предпринимателям и гражданам, желающим организовать собственное дело, что свидетельствует о высокой потребности бизнеса в консультационном сопровождении.

Мощным проектом стало мероприятие по бесплатному консультированию, ставка в котором сделана на созданную сеть инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Основные получатели консультаций - начинающие предприниматели и те, кто желает ими стать. И это не случайно.

Меры, принятые в прошлом году по стабилизации ситуации на рынке труда, показали, что для большинства людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, единственным выходом, зачастую, стало создание собственного дела. Уровень безработицы в прошлом году – 1,8% снижен на сегодняшний день до 1,3% серьезной поддержкой со стороны государства. 3400 предпринимателей в прошлом году, 2772 - в этом году получили субсидию на организацию собственного дела в службе занятости. Гранты начинающим за счет средств областного и местного бюджетов в 2009 году получили 585 предпринимателей на сумму более 81 млн. рублей, и уже 261 начинающих предпринимателей в 2010 году на сумму почти 43 млн.руб.[1]

Необходимо продолжать сопровождение предпринимателей, что не вызывает ни у кого сомнения.

Сегодня высказались представители всех участников процесса консультирования. Конечно для того, чтобы сформировать комплексную систему консультационного сопровождения много предстоит сделать. Поэтому мне бы хотелось сосредоточиться не на отчетных показателях, а на задачах, стоящих перед нами.

Готовясь к сегодняшнему заседанию, мы провели сплошное анкетирование руководителей субподрядных организаций, работающих в рамках пилотного проекта. Проводился анализ проблем, которые, возможно, препятствуют эффективной работе консультационного пункта. По результатам опроса было выяснено, что основная проблема в недостатке финансовых средств для найма квалифицированных специалистов (39% порошенных).

Следующей по степени значимости является проблема, связанная со слабой поддержкой со стороны органов местного самоуправления (16%). Такая ситуация отражает отсутствие не только интереса, но и понимания роли предпринимательства в экономике, в том числе в экономике муниципальных образований.

Большая половина обратившихся за поддержкой в консультационные пункты - граждане из числа безработных, желающих организовать собственное дело. То есть это люди, которые вынуждены заняться предпринимательством, у которых часто не хватает идей для успешного ведения бизнеса, знаний экономики, элементарного опыта выживания в условиях жесткой конкуренции.

Однако по-прежнему имеет место непонимание отдельными местными администрациями целей и задач консультационной поддержки бизнеса, не принимается никаких мер. В частности так и не поступили предложения относительно субподрядных организаций от администрации Милютинского района, непосредственные консультанты для участия в проекте также не подобраны. Главам администраций Цимлянского, Миллеровского, Советского, Куйбышевского, Орловского, Семикаракорского районов необходимо принять неотложные меры для качественной организации процесса консультирования, консультанты там работают крайне неудовлетворительно.

Работу проекта мы тщательно отслеживаем и контролируем. Проводится ежедневный мониторинг и ежемесячный рейтинг работы консультационных пунктов, материалы мы представим вам. Соответственно вам необходимо регулярно анализировать эти результаты для принятия соответствующих управленческих решений.

Необходимо помнить, что обращение бизнеса за консультированием - это еще одно средство обратной связи, получения информации о проблемах, тревожащих предпринимателей. Ведь за 3 месяца его реализации за консультациями обратилось свыше 10 тыс. предпринимателей и безработных граждан, которым оказано более 25 тыс. консультаций.

Поэтому мы ставим задачу аккумулировать информацию об уровне нагрузки на бизнес по обращениям предпринимателей – получателей консультационной помощи для анализа и оперативного принятия решений в рамках работы областной и муниципальных МВК.

В городах и районах, на территории которых действуют многофункциональные центры, предлагаем рассмотреть возможность размещения консультационных пунктов в помещениях действующих МФЦ для максимального удобства и близости к потребителю услуг. Но делать это необходимо взвешено. Приведу 2 примера:

1) Шахтинский консультационный пункт создан на базе муниципального Фонда, действующего длительное время, который находится в отличных условиях созданного в городе МФЦ «Город будущего». Довольны и консультанты и предприниматели, получающие услуги в одном месте по разнообразным направлениям.

2) Сальские консультанты (Сальское агентство поддержки предпринимательства) также не возражают в размещении в действующем МФЦ, но предлагаемая площадь не более 8 кв.м. достаточна только для одного рабочего места. Вместе с тем, решение расположить консультантов в разных частях города приведет только к ухудшению качества услуг, да и снижению доходов объекта инфраструктуры. В этой связи, благодарю за поддержку агентства коллег из администрации Сальского района.[2]

Немаловажной является проблема, связанная с недостаточным интересом предпринимателей к услугам, ее отметили 15% опрошенных консультантов. Однако сопоставляя эти данные с результатами опросов предпринимателей - получателей услуг, видим следующее. Почти все 400 человек, обратившиеся в консультационный пункт (93%), планируют и в дальнейшем обращаться туда. Таким образом, необходимо постоянно информировать субъекты малого и среднего предпринимательства об условиях и направлениях консультационной поддержки. Обращаю внимание администраций городов и районов на необходимость усиления этой работы. Ведь согласно опросу чаще всего о работе пилотного проекта узнавали из местных газет (25%), местной администрации (25%) и от других предпринимателей (21%). Необходимо наладить систему информирования на постоянной основе, задействуя все имеющиеся возможности - и Интернет, и адресное информирование, и сотрудничество с банками.

Опрос консультантов показал, что популярность вывески у входа (69%), размещение информации в местных администрациях (61%) резко контрастирует с популярностью интернет-сайтов субподрядчиков (30%) и местной администрации (41%). То есть мы видим, что административные ресурсы надо использовать для развития консультирования по интернету. Все консультационные пункты должны иметь свой сайт с интерактивом и перекрестными ссылками.

Для этого мы предлагаем свою интернет-площадку. А именно - разместить в 2011 году на портале «Малый и средний бизнес Дона» www.mbdon.ru раздел «Консультационная поддержка МСП в территориях». На нем - интернет-страницы каждого консультационного пункта в муниципальных образованиях области, других объектов инфраструктуры; интерактивный сервис для обмена мнениями и опытом специалистов.

Консультационным пунктам мы рекомендуем расширять интернет-формат консультирования, так как он позволяет предпринимателю получить ответ, не выходя из офиса или дома, в кратчайший срок, при этом облегчая и труд консультанта.

Одной из основных проблем, с которыми мы столкнулись в ходе реализации проекта, – это отсутствие квалифицированных кадров для персонала консультационных пунктов.

Эта проблема и консультантами поставлена на втором месте по значимости. А именно - недостаток специалистов нужной квалификации на рынке труда (32% опрошенных), нехватка узкоспециальных знаний у работающих специалистов (23%).

В целях заблаговременной подготовки консультантов задача местных администраций состоит в постоянном взаимодействии с районными центрами занятости населения, а также другими организациями, предоставляющими консалтинговые услуги с целью подбора кандидатов для работы в проекте.

Предпринимательским объединениям мы предлагаем направлять своих представителей из числа успешно работающих предпринимателей для участия в работе консультационных пунктов, сопровождении фактического создания бизнеса бывшими безработными, проведения мастер-классов для фокус-групп.

Руководителям субподрядных организаций, в свою очередь, необходимо предпринимать меры для привлечения квалифицированных кадров.

К примеру, незнание законодательной базы, регламентирующей проведение проверок, остается по-прежнему самым сложным для предпринимателей во взаимоотношениях с представителями контролирующих организаций, это отметили 40% предпринимателей - участников опроса. В связи с этим, особенно возрастает роль консультантов, требования к их квалификации повышаются.

Мы предлагаем разработать и внедрить обучающую программу, которая позволяла бы консультанту в области налогообложения или права за несколько недель ознакомиться с методикой оказания консультационных услуг в данной сфере, стандартами их оказания, наиболее часто задаваемыми вопросами. Совместными усилиями мы должны наладить работу так называемой школы консультантов. Ждем предложений по содержанию учебной программы.

Формирование системы консультационного сопровождение бизнеса мы видим в развитии существующей сети организаций инфраструктуры, качественном расширении работы пилотного проекта. В рамках действующей областной программы будет продолжена поддержка объектов инфраструктуры для расширения их деятельности, средства областного бюджета запланированы.[3]

В следующем году развитие проекта может идти по направлению оказания неотложной консультационной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса. Особенно это важно при проведении проверок бизнеса - получить от своего консультанта первичную информацию о правах предпринимателя и проверяющих, какие документы должны представить проверяющие, какие документы составляются по итогам проверки.

В заключение хочется обратить внимание на то, что, по мнению бизнеса, консультационная поддержка, в том числе за счет средств бюджета, является экономически обоснованным, своевременным, перспективным направлением. От того, насколько организованно и эффективно мы сработаем по пилотному проекту в этом году, зависит его развитие в последующем.



[1] 2009год: областной бюджет – 213 начинающих на 38,5 млн.руб, местные бюджеты – 372 начинающих на сумму 43,1 млн.руб;

2010 год: областной бюджет – 170 начинающих на 31,3 млн.руб, местные бюджеты – 91 начинающих на сумму 12 млн.руб.

[2] позиция Неберекутиной Л.И.

[3] 2011 год – планируемая сумма 20 млн.рублей.

Прочитано раз: 2706